На сайт Контакты Задать вопрос юристу
   
   




 

Правовой навигаторАрбитражный процессВзыскание обязательных платежей и санкцийСтатьи

взыскание санкций и платежей

ВНЕСУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ И ПЛАТЕЖЕЙ
В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Недавно ВАС РФ первый раз привел свою официальную позицию в отношении возрожденного Федеральным законом N 137-ФЗ после нескольких лет забвения порядка внесудебного взыскания налоговых санкций, а также недоимок, пеней и штрафов в рамках обязательного пенсионного страхования. Президиум ВАС РФ в Информационном письме N 105  рассмотрел отдельные вопросы данного нововведения, затронув наиболее очевидные проблемы. В настоящей статье мы представляем его обзор.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ „О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“.

Пункт 1 Информационного письма: к случаям внесудебного взыскания налоговых санкций и платежей в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) судебный порядок взыскания не применяется ввиду неподсудности подобных споров арбитражным судам.
ВАС РФ указал, что в силу ч. 1 ст. 213 АПК РФ судебное взыскание установленных законом обязательных платежей и санкций осуществляется лишь в случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. А поскольку вступившим в силу с 1 января текущего года Федеральным законом N 137-ФЗ предусмотрен внесудебный, то есть именно иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах… такие заявления возвращаются арбитражным судом истцу применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ ввиду неподсудности. Если подобное заявление после 01.01.2006 судом все же было принято, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Напомним, что предельный размер налоговой санкции, который может быть взыскан во внесудебном порядке, с индивидуального предпринимателя не должен превышать пяти тысяч руб., а с организации — пятидесяти тысяч руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. Эти же ограничения применяются и при внесудебном взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС, соответствующих им пеней и штрафов. Когда взыскиваемая сумма превышает указанные пределы, а также в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, взыскание производится в судебном порядке.
Пункт 2 Информационного письма: невозможность для территориальных органов ПФР осуществить внесудебное взыскание ввиду отсутствия утвержденных форм требования об уплате и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не дает им права на судебное взыскание данных платежей.
Президиум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел арбитражным судам следует учитывать, что отсутствие (на момент выхода данного Информационного письма) утвержденных Министерством финансов… по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации формы требования об уплате… и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не является основанием для судебного взыскания этих платежей в случаях, когда их размер позволяет осуществить взыскание во внесудебном порядке. Утвердить типовые формы данных документов в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Минфин по согласованию с ПФР должен был еще до 01.01.2006, но это не было сделано. Судьи указали территориальным органам ПФР на то, что данную проблему они не должны перекладывать на плечи арбитражных судов. При этом ВАС РФ не дал конкретных советов территориальным органам Пенсионного фонда по разрешению сложившейся с 1 января 2006 г. ситуации. Последним оставалось лишь ждать утверждения соответствующих форм. На данный момент формы требования об уплате и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов Минфином установлены (см. Приказ Минфина России N 18н , согласованный с ПФР и зарегистрированный в Минюсте России 15.02.2006, N 7500). Таким образом, должники по страховым взносам, пеням и штрафам в ПФР скоро получат новые типовые формы.
--------------------------------
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ „Об обязательном пенсионном страховании в РФ“.
Приказ Минфина России от 30.01.2006 N 18н „Об утверждении форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организации-страхователя, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя“.

Пункт 3 Информационного письма: взносы на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафы, а также налоговые санкции, размер которых позволяет с 1 января 2006 г. взыскивать их во внесудебном порядке, могут быть взысканы через суд при условии, если исковые заявления были поданы до 2006 г.
Данный пункт информационного письма посвящен переходным положениям, установленным ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Она, в частности предусматривает, что в судебном порядке недоимки по взносам на ОПС, соответствующие им пени и штрафы, а также налоговые санкции, размер которых позволяет с 01.01.2006 взыскивать их во внесудебном порядке, в этом году можно взыскать при условии, если исковые заявления были поданы до 2006 г. Президиум ВАС РФ отметил, что если такое заявление… подано в арбитражный суд до 01.01.2006, то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном гл. 26 АПК РФ.
Статья 114 АПК РФ описывает окончание процессуальных сроков, предусматривая, что в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. 31 декабря 2005 г. пришлось на субботу, которая является нерабочим днем. Это значит, что последним днем, когда налоговый орган или территориальный орган ПФР мог направить соответствующее исковое заявление в арбитражный суд, было 10 января 2006 г. — первый рабочий день после новогодних каникул. Следует также отметить, что по правилам п. 4. ст. 114 АПК РФ процессуальный срок не считается пропущенным, если заявление, жалоба… были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. Глава 26 АПК РФ, на которую также ссылается ВАС РФ, описывает особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Пункт 4 Информационного письма: при внесудебном обжаловании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности принятое на его основе решение о взыскании налоговой санкции автоматически приостанавливается. При внесудебном обжаловании решения о взыскании налоговой санкции ее взыскание приостанавливается, тогда как взыскание недоимки и пени налоговым органом может быть продолжено.
Статьей 103.1 НК РФ предусмотрено, что при внесудебном обжаловании решения о взыскании налоговой санкции его исполнение автоматически приостанавливается. Судьи более широко истолковали данную норму, указав, что при внесудебном обжаловании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности принятое на его основе решение о взыскании налоговой санкции также автоматически приостанавливается. Обосновал ВАС РФ это тем, что по смыслу ст. ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции… фактически является частью решения о привлечении к ответственности. Данный тезис, как и сделанный на его основе вывод, представляется нам, мягко говоря, весьма спорным.
Во-первых, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и решение о взыскании налоговой санкции являются разными ненормативными актами. Причем ВАС РФ приводит основные признаки, отличающие их, указывая, что основания привлечения к ответственности — обстоятельства совершенного… правонарушения… сведения, которые их подтверждают… доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые правонарушения… — указываются в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101 НК РФ), но не в решении о взыскании налоговой санкции.
Во-вторых, после решения о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается требование об уплате налоговой санкции, и лишь в случае его неисполнения принимается решение о взыскании налоговой санкции. Как два ненормативных акта можно (даже формально) считать одним, если в период между их принятием принимается третий? Кроме этого, решение о взыскании налоговой санкции отличие от принимаемых перед ним ненормативных актов) является не обязательной, а вынужденной мерой по ее взысканию. Поэтому абсолютно доверять приведенному выше выводу Президиума ВАС РФ не нужно.
Налогоплательщик вправе:
— обжаловать решение о привлечении к ответственности;
— одновременно обжаловать решение о привлечении к ответственности и решение о взыскании налоговой санкции;
— обжаловать решение о взыскании налоговой санкции.
При обжаловании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (первый и второй случаи) налогоплательщик вправе просить о его приостановлении. Такая просьба может содержаться как в самой жалобе, так и в отдельном ходатайстве. Как указано в ст. 141 НК РФ, основанием для приостановления вышестоящим налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности на период обжалования являются достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству. На безусловное приостановление решения о привлечении налогоплательщика к ответственности надеяться не стоит. Но если это произойдет, автоматически приостанавливается действие требований и решений о взыскании налога, пеней и налоговых санкций как принятых на основании обжалуемого решения. Данное правило также действует и при судебном обжаловании.
В последних двух случаях по правилам ст. 103.1 НК РФ исполнение решения о взыскании налоговой санкции в обязательном порядке приостанавливается. При этом, как указал ВАС РФ, обязательное приостановление взыскания недоимки и пеней в случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.
Хотелось бы напомнить нашим читателям о том, что при обжаловании решения о взыскании налоговой санкции во внесудебном порядке налогоплательщик обязан одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, который вынес данное решение, копию жалобы. Данное правило распространяется только на случаи обжалования решений о взыскании налоговой санкции и не применяется при обжаловании иных решений налоговых органов.
Если решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или решение о взыскании налоговой санкции обжалуется в судебном порядке, его исполнение может быть приостановлено лишь при подаче соответствующего ходатайства в соответствии с нормами АПК РФ . 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений гл. 8 АПК РФ).
Пункт 5 Информационного письма: налоговые органы не обладают правом судебного и внесудебного взыскания страховых взносов на ОПС, соответствующих им пеней и штрафов.
В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ территориальные органы ПФР вправе осуществлять внесудебное и судебное взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. При этом решение о взыскании принимается руководителем (его заместителем) территориального органа ПФР на основании сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов, получаемых от налоговых органов. Но это, как указал Президиум ВАС РФ, не дает право налоговым органам осуществлять самостоятельное взыскание страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Данный вывод ВАС РФ распространяется как на судебный, так и внесудебный порядок взыскания.
Пункт 6 Информационного письма: недоимка и пени по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний взыскиваются по правилам Федерального закона N 125-ФЗ , а штрафы — по правилам НК РФ.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

По мнению Президиума ВАС РФ, недоимка и пени по указанным страховым взносам взыскиваются страховщиком согласно п. 6 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица — на основании решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней. Взыскание штрафных санкций, предусмотренных данным Законом, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа ФСС РФ.
Отсылочная норма, которая позволяет органам ФСС РФ привлекать страхователей к ответственности в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, содержится в абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ.
Пункт 7 Информационного письма: санкции за нарушение законодательства о персонифицированном учете взыскиваются по правилам соответствующего закона.
В конце Информационного письма суд указал, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ … следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Напомним, что ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В отношении данных штрафов ВАС РФ указал, что они взыскиваются „по старинке“, то есть в судебном порядке. Суд исходил из того, что отношения по исчислению и уплате взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются одним, а персонифицированный учет в этой области — другим законом (Федеральные законы N 167-ФЗ и N 27-ФЗ соответственно). У каждого из этих Законов своя сфера применения, разные составы правонарушений и разные 01.01.2006) механизмы взыскания. Если ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность внесудебного взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов пределах установленного размера) за нарушения, установленные данным Законом, то ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает только судебное взыскание штрафов.
Это значит, что в правовом регулировании порядка взыскания штрафов за нарушения правил персонифицированного учета нет правового пробела, следовательно, нет и оснований для заимствования норм права из близкого по духу закона.
В последнее время в печати и сети Интернет была представлена и противоположная точка зрения. Так, отделение Пенсионного фонда по Москве и Московской области на своем сайте pfrmsk.ru, отвечая на вопросы страхователей, указало: Законом N 27-ФЗ определено, что взыскание суммы финансовых санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. До судебного разбирательства страхователь вправе добровольно уплатить штраф. С 01.01.2006 орган ПФР имеет право взыскивать штрафы принудительно через судебных приставов, то есть без суда. Без суда может быть взыскан с организации штраф в размере не более 50 000 рублей.
Вслед за ВАС РФ мы не можем согласиться с данной позицией по основаниям, рассмотренным выше. Указанный подход специалистов Отделения Пенсионного фонда по Москве и Московской области вызван желанием должностных лиц унифицировать порядок взыскания всех накладываемых ими штрафов. Но закон есть закон, и его надо исполнять. Не исключено, что и работники других территориальных органов ПФР также начнут взыскивать штрафы за нарушение правил персонифицированного учета во внесудебном порядке. В этом случае у организаций будут все основания и предпосылки для успешного обжалования действий территориального органа ПФР.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание наших читателей на особенность определения размера финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ. Предусмотренный им штраф в размере 10% должен определяться на основании годовой суммы страховых взносов только тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены. Практика расчета этого штрафа от общей годовой суммы страховых взносов всех работников была признана незаконной (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 79 , Постановление КС РФ от 15.07.1999 N 11-П ). Указанный подход, по мнению ВАС РФ, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности и соблюдение принципов справедливости и соразмерности при установлении и взимании штрафных санкций. В противном случае размер ответственности не зависел бы от тяжести совершаемого правонарушения (количества работников, в отношении которых не поданы сведения, а также суммы взносов, начисленные им). И тогда размер санкции был бы одинаковым и за непредставление сведений по одному работнику, и по организации в целом.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 „Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“.
Постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР „О Государственной налоговой службе РСФСР“ и Законов Российской Федерации „Об основах налоговой системы в РФ“ и „О федеральных органах налоговой полиции“.

В.А.Шеменев